Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
единство образовательного пространства Российской Федерации;преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Основные отличительные особенности ФГОС
Новые подходы к определению стратегических целей стандартов:
Обеспечение развития системы образования, повышения качества образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Стратегические задачи разработки стандартов:
Обеспечение социальной консолидации общества.
Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Реализация и обеспечение смены ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности.
Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов.
Ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:
гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
ценности личной, социальной и государственной безопасности;
национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Инновационные функции стандарта:
Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.
Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации.
Инструмент реализации государственной политики в сфере образования.
Обеспечение равных возможностей получения качественного образования.
Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ.
Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
Обеспечение единства образовательного пространства страны
Формирование оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования включают в свою структуру требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям и результатам освоения основных образовательных программ, тем самым государство создает гарантии качества образования, единые на всей территории Российской Федерации.
В сфере общего образования федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования.
Законом «Об образовании в РФ» предусматривается инклюзивное образование, следствием этого выступает закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах специальных требований в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие требования предусматривают все федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
От уровня к уровню меняется соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса:
Обязательная часть основной образовательной программы составляет:
Начальная школа — 80 %
Основная школа — 70%
Средняя школа – 60 %
Часть, формируемая участниками образовательного процесса от общего объёма основной образовательной программы:
Начальная школа — 20 %
Основная школа — 30%
Средняя школа – 40 %